Хаджи-Давуд Мюшкюрский

Хаджи-Давуд Мюшкюрский, Хаджи бек, шейх Дауд, или хан лезгинский как называли его разные народы, был уроженцем Мюшкюрского магала, главой местного суннитского духовенства и происходил из зажиточной крестьянской семьи. В истории Хаджи-Давуд упоминается как духовный учитель Лезгистана. Лидер суннитского джамаата Хаджи-Давуд был глубоко верующим человеком, его уважали за справедливость и порядочность. После посещения мусульманских святынь в Мекке, он получил титул «хаджи», и с тех пор стал известен в истории лезгинского и других народов Дагестана под именем Хаджи-Давуд.

Он явился главным организатором и руководителем повстанческого движения. С именем Хаджи-Давуда связана практически вся история народно-освободительной борьбы на Восточном Кавказе в первой трети XVIII века. Великолепный оратор, богослов, шейх Хаджи-Давуд соединял в себе редкие дарования полководца, политика и управленца. Эти качества позволяли ему долгое время вести освободительную борьбу своего народа, когда могущественные державы, во чтобы то, ни стало, хотели подавить возглавляемое им движение, подчинить его своим интересам.

Шейх Хаджи-Давуд в своей борьбе, ставил главной целью полное освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства. В этом шейх видел свою миссию, и в реализации поставленных им на этом пути задач Хаджи-Давуд проявлял незаурядные способности и таланты.

Кроме родного лезгинского, знал арабский, бывший у горцев в большом почёте, турецкий и персидские языки. После совершения паломничества в Мекку, получив титул Хаджи и позже стал имамом в Лезгистане и Ширване. Имел репутацию улема, владеющего обширными познаниями в исламе, поскольку право выносить фетвы в мусульманском мире обладают только улемы самого высокого уровня — муджтахиды.

Из всего вышеприведенного Хаджи-Давуд предстает перед нами как человек честный и мужественный, всю свою жизнь отдавший борьбе за свободу и счастье своего народа. Отражение образа Хаджи-Давуда в фольклоре и литературе как народного героя и заступника свидетельствует о том, что его деятельность находила в широких массах понимание и поддержку.
Судя по источникам и другим материалам, Хаджи-Давуд был достаточно образованным для своего времени человеком, владевшим, кроме своего родного лезгинского, также и тюркским, арабским и персидским языками. Обладая достаточными познаниями в мусульманской теологии и глубоко понимая психологию масс, Хаджи-Давуду удалось вовлечь в борьбу против иноземного владычества широкие социальные слои лезгинского и других суннитских народов Восточного Кавказа. Будучи глубоко верующим человеком, ему не были чужды такие нравственные принципы, как честь, долг, дружба.
Хаджи-Давуд имел семью и много родственников. Нам известны имена двух его сыновей и одного брата. Старшего сына его звали Сулейман или Салман, а второго Абель-Керим, возможно Абдулкерим. Брат его носил имя Хаджи-Ахмед-хан. Не исключено, что он также совершал хадж в Мекку, возможно, вместе с братом.
Хаджи-Давуд Мюшкюрский — один из выдающихся личностей в истории народов Восточного Кавказа. Великий полководец, искусный политик, выдающийся мыслитель, легендарный вождь освободительной борьбы народов Восточного Кавказа, неугомонный поборник веры, свободы и нравственности — именно таким он приходит к современным поколениям из глубины истории.

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *